КАК ЭТО БЫЛО

КАК ЭТО БЫЛО
Известным краеведом-летописцем Чкаловского, хранителем трудовой и героической славы поселка Иваном Афанасьевичем Подопригорой записаны воспоминания первого директора здешней школы Варвары Корнеевны Сандыги (1933-1940 гг.) и ее супруга Иосифа Федоровича Радченко, завуча (1939-1940 гг.), затем директора (1940-1941 гг.). Семья просвещенцев вспоминала:

КАК ЭТО БЫЛО

Известным краеведом-летописцем Чкаловского, хранителем трудовой и героической славы поселка Иваном Афанасьевичем Подопригорой записаны воспоминания первого директора здешней школы Варвары Корнеевны Сандыги (1933-1940 гг.) и ее супруга Иосифа Федоровича Радченко, завуча (1939-1940 гг.), затем директора (1940-1941 гг.). Семья просвещенцев вспоминала:

ДЕТИ ХОДИЛИ В ШКОЛУ В ГАЛОШАХ

— В 1934-1935 ГОДАХ школа располагалась на первом этаже совхозной конторы, а над ней функционировали рабочий клуб и радиоузел совхоза. Здание для учебного заведения было совершенно неприспособленное: 6 комнат с печным отоплением. Удручали не только угарные газы, которые скапливались под школьными сводами но и нехватка мебели: столов, стульев, шкафов.

В первый год строители не успели благоустроить территорию школы, и когда осенью зачастили довди. не одну пару детских галош и туфель засасывала невылазная грязь. В коридоре вместо деревянных полов настилали солому и опилки. Трудно было достать черную краску для досок, мел. Но шустрые детишки где-то его находили. Чернилами учеников обеспечивала техничка по фамилии Береза которая делала их из фуксина Затем жидкость разливали во флакончики и невыливайки. Но жидкость все равно проливалась, и все парты, тетрадки, платья девочек и рубашки мальчиков были в кляксах.

К 1940/1941 учебному году Чкаловская школа стала средней и. помимо традиционных уроков, в ее стенах проводилось множество мероприятий во внеурочное время. Дети обожали военную игру «Южные» против «Северных». Готовясь к « войну шке». малшишки под руководством боевой пионервожатой Юлии Вдовиченю мастерили трещотки, «винтовки», «револьверы», «пушки», знаки отличия для командиров и комиссаров.

В школе работали фотокружок, хоровой. музыкальный танцевальный и физкультурный кружки. Последний кстати, располагал 25-ю парами лыж 25-ю санками и несколькими парами коньков. Частенько катание с горки на санках практиковали и учителя. На танцевальном кружке дети разучивали «корзиночку», «падеспань» и «венгерку». Учителя любили собираться на квартире директора и играть на струнных инструментах —мандолинах, балалайках, гитарах, петь песни той поры. Тесную связь педколлектив под держивал и с родителями, посешая детишек на дому и устраивая на родительских собраниях выставки ученических поделок

Усердствовали в учебе не только дети, но и взрослые — руководители среднего звена главные специалисты, для которых был организован кружок повышения образования. Охотно посещали уроки, занимались в физкабинете, делали лабораторные работы завмастерскими Вдовиченю, заведующий МТФ Ветчинкин, начальник электростанции Кобылев, главный экономист Шейхет и многие другие. По отношению к детям, учителя строго придерживались правила: чем больше требований к ребенку.
тем больше уважения к нему. Стремились учить, а не поучать.

«ЮНЫЕ РЕЦИДИВИСТЫ» СПАСЛИ ФРУКТОВЫЙ САД

КОНТИНГЕНТ учащихся Чкаловсюй школы состоял из детей которые проживали в 5-м совхозе и близлежащих селах Пополнили семью школьников и около 50 детей-сирот, которые находились на полном попечении сельхозпредприятия и государства. А еще из Харькова прибыли 50 беспризорников, неисправимых правонарушителей-подростков. Поселились они со своим воспитателем в одном из бараков, занимались во 2-ю смен». Намучились мы с ними — не то слово. Спасибо Антону Макаренко, книги которого мы штудировали, чтобы понять психологию данной категории детей. Труд учителей принес свои плоды. Ведь именно мальчишки 6-7-х классов, так называемые «патронированные» дети, спасли школьный фруктовый сад от неимоверной засухи 1936-1937 годов. Поначалу воду для полива носили с водокачки. Но это не помогло. Вишни, яблони, груши и сливы чахли на глазах. Мы загрустили. И вдруг слышим возглас: «Эврика! У нас есть секретный план спасения сада Но мы не скажем, какой Это военная тайна!» Ребята все

же намекнули нам о том, что договорились о кое-чем с начальником пожарной охраны совхоза Семеновым, большим, кстати, другом школы. Он согласился тайно пожарными бочками подвозить воду с часу ночи до трех утра, дабы никто не знал и не ведал об этой «самодеятельности». Семенов, безусловно, рисковал: 37-й год, малейшее загорание на ферме — и 20 лет на Колыме обеспечено! Но тому не хотелось быть безучастным к драматической судьбе пацанов, которых кое-кто из злопыхателей в совхозе за глаза называл «маленькими рецидивистами». И вот мы ночью, незаметно для ребят.

наблюдали за их работой, и радость за светлые детские души вызывала юмоку каждого из учителей… Было только слышно, кактарахтели колеса тачанок с бочками. А так — никакого шума, даже ведрами юные поливальщики старались не греметь…

Но грянул гром войны. На следующий день после ее объявления Иосиф Радченко явился в райком партии с просьбой отправить его добровольцем на фронт.

— Ваше дело — учить детей, — сказал секретарь райкома.

В начале осени 1941-го он прибыл в тот же райком и заявил: «После обстрела с самолетов школьного двора дети боятся идти в школу. Как мне быть?» Директору ответили: «Даже если на занятие придет один ученик, ведите урок так, будто перед вами сидит класс в полном составе». И действительно, утром дали звонок, и Иосиф Федорович с жу рналом зашел в класс. Поднялся один-единственный ученик Боря Тимошенко. «Здравствуйте, дети!» — поздоровался учитель. Борис улыбнулся и ответил на приветствие. Это был последний урок в Чкаловской школе в том грозовом далеком 41-м…

Как же сложилась дальнейшая судьба учительской семьи? Варвара Корнеевна с дочерью второклассницей Инночкой эвакуировались в Сталинградскую область, где продолжала директорствовать. А ее супруг ушел в партизаны. После успешно выполненных заданий был назначен комисса-

Выпускной 7 класс, 1937г. ром артдивизиона. Его ученики в письмах, посылаемых на фронт, писали: «Ходим в школу, чернила готовим из сока ягод черной бузины… Пишем на чистых полях «Правды»…

С боями прошел Радченко от Сталинграда до Кенигсберга, был ранен и контужен. В сентябре 1946-го демобилизовался и стал работать в г. Лиепая (Латвийская ССР) директором школы. Рядом с мужем трудилась до выхода на пенсию Варвара Корнеевна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *