Точка зрения В.Левченко об основателях Чугуева

Слово об основателях Чугуева

 

ГОРОД Чугуев в начале VIII в. н. э. основали аланы, выходцы из Северного Кавказа. История алан характеризуется величием этого народа и той славной ролью, которую ему в период раннего средневековья пришлось сыграть в становлении Западной Европы.

Слово об основателях Чугуева

 

ГОРОД Чугуев в начале VIII в. н. э. основали аланы, выходцы из Северного Кавказа. История алан характеризуется величием этого народа и той славной ролью, которую ему в период раннего средневековья пришлось сыграть в становлении Западной Европы.

Аланы — кочевые ираноязычные племена скифосарматского происхождения. Слово «аланы» впервые встречается в китайских письменных источниках в 25 г. нашей эры. Китайцы называли алан «чжете», что в переводе значило «строевой латник».

В I в. н. э. свидетельства об этом народе встречаются у римских авторов. Аланы упоминаются в пьесе Луция Аннея Сенеки «Фиест». По одной из версий «алан» имеет греческие корни и является производным от глагола значащего странствовать, ходить. По другой — оно берет начало от древнеиранского слова «елен» — олень.

В I-ІII вв. н. э. аланы занимали господствующее положение среди сарматских племен Приазовья, откуда, по свидетельству римских и византийских историков, совершали успешные набеги на Крым, Закавказья, Малую Азию и Мидию.

В 372 году алане кий племенной союз потерпел поражение от гуннов, после чего часть алан была вовлечена в Великое переселение народов. Вместе с завоевателями они вскорости достигли реки Дунай и вышли на окраины Римской империи, которая взяла их себе на военную службу. Другая часть алан вынуждена была откочевать в предгорья Северного Кавказа (сегодня это территория Красноярского края) и перейти к оседлому способу жизни. В VI-VII вв. здесь возникает раннефеодальное государство алан — страна Алания, владения которой простирались до Центрального Кавказа (Ставропольский край). Аланы занимали земли от правых притоков Кубани (Зеленчук, Фарс) на западе до реки Аскай на востоке, от главного Кавказского хребта на юге до среднего течения реки Терек на севере.

В начале VIII в. оно было захвачено войсками Арабского Халифата и попало в экономическую зависимость от арабов. Это стало причиной оттока значительной части алан из Северного Кавказа в другие места обитания, недоступные для арабской экспансии. Главным вектором движения покинувших свою историческую родину аланских племен стало русло Дона и его притоков.

В VII 1-Х вв. Алания, сохраняя условную независимость, находилась в составе Хазарского каганата, северные границы владений которого проходили по руслу Севере кого Донца. Это способствовало последующей миграции алане ко го населения в бассейн реки Донец, где оно несло сторожевую службу на условиях наемного войска.

Вне всякого сомнения, имел место факт тесного сотрудничества аланских боевых дружин с земляками аланами, осевшими в русском северном пограничье еще в 725 году, и их северными соседями — славянами. Местные контакты руссов с аланами происходили в восточных районах, лежащих по верхнему течению Дона, Донца и О с кола на территории современных Белгородской, Воронежской и Харьковской областей, где в течение VII 1-Х вв. складывалась Салтово-маяцкая культура. Ученые С. Плетнева, В. Авилов, А. Спицын единодушны во мнении, что решающую роль в ее формировании сыграли выходцы из Северного Кавказа аланы.

Русско-аланские отношения стали неизбежностью. Историк В. Готье пишет: «С самого начала русской исторической жизни до Батыева погрома ясы жили рядом с русскими и среди них и должны были вносить в русскую жизнь что-то свое». В свете русско-аланских отношений это примечательно в том смысле, что многие восточнославянские племена в VIII—IX вв. находились под властью Хазарского каганата.

Можно допустить, что именно к этому времени относится появление в восточнославянском пантеоне солнечного божества Симаргла, имеющего иранское происхождение, имен Лена, Алик, Алина, Александр, Римма, Инна, Альбина, иранского имени Алеша в дружине киевских князей и некоторых топологических сходств в русском былинном эпосе и древних иранских сказках. Да и названия рек Дон, Донец, Днепр и многих их приток заимствованы из ирано-аланского наречья.

Арабский историк Масуди сообщает, что в составе хазарского войска вместе с аланами служили славяне, а в столице Хаз арии г. Итиль находилась русская купеческая колония. Об этом сообщают не только русские летописи, но и письменные источники арабского и византийского происхождения. В союзе с аланами и лезгинами киевские князья в 913 и 944 гг. совершили походы на Каспий. Это диктовалось стремлением Киевской Руси выйти к Каспийскому и Черному морям, установить контроль над Поволжьем, через которое пролегал торговый путь в Хорезм, где находился основной торговый рынок по сбыту мехов.

Все эти факты важны для понимания главного — аланы на наших землях в VI 1-Х вв. находились не просто эпизодически, а за три века вместе с болгарами, хазарами, языгами и другими народностями Хазарского каганата создали солидный пласт своего исторического присутствия, самым ярким вкраплением в который стало основание Чугуева и трехвековое хозяйничанье кавказцев на нашей территории. Но о непрочности союзнических отношений руссов с аланами говорит поход князя Святослава на Хазарский каганат в 945 году, который отождествлял их с ненавистными Руси хазарами.

В эпоху господства половцев, захвативших степи Северного Причерноморья, По донья и Северного Кавказа, алане кие поселения незначительными группами сохранились на бывшей территории Хазарского каганата.

Ю. Готье сообщает: «В IX—XIII вв. ясы еще существовали по окраинам русского мира». М. Артамонов считает, что «эти поздние донские аланы (реку Северский Донец в средние века называли Доном, авт.) были потомками алан Салтово-маяцкой культуры, которые согласно русским летописям обитали в половецких городках переименованных на свой лад с аланских поселений и были расположены на правом берегу Северского Донца (ученый имеет ввиду половецкие города Сугров, Шару кань и Балин)».

О том, что в Шарукане (сегодняшем Чугуеве) в начале XII в. іцодолжали обитать алаи, свидетельствует русский летописец. Он сообщает, что Ярополк, сын Владиища Мономаха, совериившт в 1116г. поход на Донец, пленил дочь ясного князя: «И три Піада взято — Сугров, Шарукань и Балин. Тогда же Ярополк цнведе себе жену из Шаруканя красну вельми, ясного князя дщерь полоню».

Великий князь Владимирский и Суздальский Всеволод III Большое Гнездо (1176-1212) был тоже женат на ясы не великой княжне Марии, христианке отроду, принявшей славянское имя. Княжна Мария приходилась бабушкой по мужской линии знаменитому русскому полководцу Александру Невскому, в теле которого текла кровь великого аланского воина с Чугуевскими корнями.

Сестра Марии была замужем за Черниговским князем Мстиславом Святославичем и родила ему девять сыновей и две дочки. Все эти сведения более чем убедительно свидетельствуют, что основанный аланами (ясами) в 725 г. Чугуев под половецким названием Шарукань существовал до начала XIII в. После нашествия татаро-монгол он исчезает со страниц русских и зарубежных исторических хроник.

Не менее интересна и история второй ветви алан, откочевавшей вместе с гуннами в 70-х годах IV в. на запад в процессе начавшегося Великого переселения народов. Интересна она не столько сама по себе, как в привязанности к теме основания Чугуева. Город заложили и дали название не случайные степные скитальцы, а представители великого народа, которому было суждено сыграть немаловажную роль в становлении средневековой Западной Европы.

9 августа 378 года аланы вместе с гуннами, остготами и вестготами нанесли сокрушительное поражение войскам Римской империи под Адрианополем, ускорив процесс ее распада. Успех им обеспечила аланекая конница. Рим от политики конфронтации с аланами был вынужден перейти к заигрыванию и подкупу аланских вождей.

При этом римляне переняли у алан не только вооружение, военное обмундирование, но и тактику ведения сражений. Император Рима Грациан неизменно носил одежду аланских латников, изготовленную из толстой кожи и металлических пластинок. Аланы стали законодателями военной моды во всей Западной Европе. Их образ жизни, обычаи, одежду, стратегические приемы ведения войн, вооружение переняли считающиеся самыми непобедимыми германские племена франков, вандалов, севов и др. Они считали честью иметь у себя «главнокомандующего» из числа алан.

Влияние алан особенно возросло после распада Римской империи на Западную и Восточную. Все оставленные римскими войсками провинции попали в зависимость от пришедших на Запад кочевых племен, главенствующими среди которых были выходцы из Северного Кавказа — аланы.

В 411 г. аланский вождь Гоар в союзе с бургундским королем Понтером возвели на престол Восточной Римской империи своего ставленника Иови и долгое время негласно руководили делами чужого государства. Алан Павлиан Пепл занимал пост префекта города Бордо.

В 420 году аланы вторглись во владения римлян, сначала в Испанию, а затем в Северную Италию и основали там свою колонию. Затем они захватили пространство Галлии (современной Франции), превратив город Орлеан в центр своего господства.

Столкнувшись с сопротивлением вестготов и остготов, аланы в 429 году в количестве более 80 тысяч переправились из Испании через Гибралтар в Северную Африку, захватили земли современного Туниса и Алжира и создали там свое королевство. На пути алан от Кавказа до Африки оказались такие государства Западной Европы, как Италия, Испания, Венгрия, Франция и Швейцария. Оседая и ассимилируясь с местным населением, аланы оставили после себя более 300 населенных пунктов с аланекими названиями.

Аланы оказали значительное, если не основополагающее влияние на развитие военного дела в Европе. Готы, франки, англы и саксы — творцы нынешней старушки Европы, освоили приемы конного боя в сочетании с аланскими стратегическими и тактическими нововведениями в сражении. Благодаря контактам с аланами, носителями культуры скифского мира, в западноевропейскую военную культуры переходят традиции, которые легли в основу ранне средне векового европейского рыцарства, в том числе облачение и вооружение, боевая техника, нравственный кодекс и идеология военной элиты.

Алане кая основа обнаружена западноевропейскими литературоведами в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, послуживших воплощением рыцарского идеала для всей средневековой литературы.

Таким образом, аланы явили собой народ, который оказал существенное влияние на формирование культурных ценностей и основ морали, ставших позже олицетворением мировой цивилизации. Но ни это, ни доминирующая значимость алан в более раннюю историческую эпоху Великого переселения народов не спасли их от исчезновения. Их незаурядные военные достижения были поставлены на службу чужеродным императорам и королям других стран. Раздробив силы и не сумев построить своего государства, большая часть алан на Западе потеряла родной язык и вошла в состав других более многочисленных и этнически более стойких народов. И только незначительной их части удалось у себя на исторической родине — Северном Кавказе, создать свое государство — Осетию.

Владимир ЛЕВЧЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *