новое пенсионное законодательство

Что позволяет новое пенсионное законодательство нынешним пенсионерам и что обещает завтрашним?

 

Прошло полгода с тех пор, как общество сделало очередной шаг на реформаторском пути пенсионной системы и миллионы украинцев так ли иначе стали сверять свои пенсионные хлопоты с новыми законодательными правилами. Они, как известно, вступили в силу с 1 октября 2011 года согласно Закону Украины «О мерах относительно законодательного обеспечения реформирование пенсионной системы».

Что позволяет новое пенсионное законодательство нынешним пенсионерам и что обещает завтрашним?

 

Прошло полгода с тех пор, как общество сделало очередной шаг на реформаторском пути пенсионной системы и миллионы украинцев так ли иначе стали сверять свои пенсионные хлопоты с новыми законодательными правилами. Они, как известно, вступили в силу с 1 октября 2011 года согласно Закону Украины «О мерах относительно законодательного обеспечения реформирование пенсионной системы».

 

Поэтому как «приживается» новое пенсионное законодательство в нашу повседневность? Что оно позволяет нынешним пенсионерам и что обещает завтрашним? Какие, в общем, первые итоги нашей жизнедеятельности в условиях пенсионной реформы? Чтобы ответить на эти и целый ряд других родственных вопросов, которые волнуют сейчас общество, управления Пенсионного фонда Украины в Чугуевском районе начинает на страницах местных газет специальный тематический цикл — «Пенсионные беседы».


Поэтому на сегодняшний день для всестороннего обзора подготовлены вопросы, которые наиболее часто возникают у жителей нашего города и района.

Следовательно, лучшим критерием оценки любой теории является практика. Если принять на веру эту сентенцию, то какая из законодательных новаций чаще всего за последние полгода «привлекалась» на проверку практикой?

 

Вопрос об увеличении пенсионного возраста для женщин. Какие же результаты имеем?

 

Есть определенная часть женщин, которым при достижении возраста 55 лет пенсии не предназначены, поскольку их возраст выхода на пенсию увеличен. Следовательно Пенсионный фонд Украины начал назначать им надлежащие расходы на полгода позже — при достижении возраста 55 лет и 6 месяцев, как того требуют законодательные новации.

 

При этом есть и позывной момент: закон предусматривает также возможность для женщины выйти на пенсию «по-старому» — то есть при достижении 55-летнего возраста. Что для этого нужно? Прежде всего, воспользоваться этим могут женщины, которые не работают, имеют 30-летний страховой стаж и обнаружили свое личное желание назначить пенсию досрочно.

 

В таком случае возникает один нюанс: размер пенсии будет несколько снижен. Например, женщина, пенсионный возраст которой по закону — 55 лет и 6 месяцев, желает стать пенсионеркой раньше — в 55 лет. Итак, за каждый досрочный месяц выхода на пенсию ее размер уменьшается на полпроцента, соответственно за полгода — на 3%.

 

Назначаются на настоящее время досрочные пенсии?

 

За время действия этой нормы в нашем управлении предназначено свыше 30 таких пенсий. Одна из причин, которая побуждает к такому шагу, — не совсем лестная ситуация на рынке труда. Женщины предпенсионного возраста часто не могут найти надлежащей работы, поэтому, имея за плечами соответствующий трудовой стаж, соглашаются на досрочную пенсию.

 

Позволяет ли закон выйти на пенсию позже «нормативного» срока?

 

Да, и это еще один «плюс» для людей. У каждого из нас, а прежде всего у работающих пенсионеров, появляется мотивация к более позднему выходу на пенсию. Если подробнее, то, во-первых, всем, кто работает и обнаружил желание выходить на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (напомним: частью первой статьи 26 указанного закона предусмотрен пенсионный возраст — 60 лет), размер пенсии увеличивается за каждый месяц страхового стажа более позднего выхода на пенсию.

 

Норма закона, стимулирующая более поздний выход на пенсию работающих пенсионеров, не новая. Но в новой редакции такое увеличение довольно заметное, поскольку оно осуществляется за каждый месяц более позднего выхода на пенсию, раньше было увеличение только за каждый полный год отсрочки времени выхода на пенсию.

 

Какой размер такого повышения?

 

Полпроцента за каждый месяц страхового стажа. Но заметим при этом: в случае, когда срок более позднего выхода на пенсию ограничивается пятью годами, или 60 месяцами. Когда эту временную границу отсрочки переступаем, то автоматически включается механизм прогрессивной мотивации: за каждый месяц страхового стажа повышение составляет 0,75%.

 

Собственно, каждый должен ответить на вопрос о времени выхода на пенсию сам и решить для себя самого: выходить на пенсию досрочно, при достижении пенсионного возраста или, возможно, поработать на повышение?

 

Например, один работник изъявил желание поработать на прогрессивное повышение. Какими должны быть его дальнейшие действия?

 

Чтобы зафиксировать свое право работать на пенсию с повышением, т.е. отсрочить время выхода на пенсию, не нужно прибегать ни к каким специальных действиям. Это исключительно частное решение и законное право каждого работающего. Для его оформления нужно просто прийти в местное управление Пенсионного фонда, и прийти только один раз, чтобы подать заявление и необходимые документы для назначения пенсии, тогда такое решение будет принято.

 

Предусмотрены ли дополнительные выплаты именно женщинам, которым увеличен возраст выхода на пенсию?

 

Да. Мы называем это кратко: компенсатор. Это тот механизм, который обеспечивает возмещение потерь, вызванных более поздним выходом на пенсию. В таком случае мы говорим о части третьей статьи 29 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», однако обращаем внимание, в первую очередь это касается тех женщин, которые родились в период по 31 декабря 1961 года и которым в течение так называемого переходного периода постепенно будет увеличиваться пенсионный возраст — с 55 до 60 лет. За каждые 6 месяцев более позднего выхода на заслуженный отдых с 55 лет до достижения ими 60-летнего возраста размер выплат увеличивается на 2,5%.

 

Обратим внимание: компенсатор к сожалению, не будет распространяться на тех женщин, у которых законом определен пенсионный возраст 60 лет.

 

Как вообще изменились размеры пенсий после вступления в силу изменений к Закону?

 

Определенная часть пенсий стала назначаться в больших размерах, другая, возможно, в несколько меньших — это те, о которых уже упоминалось: когда женщина досрочно выходит на пенсию. Но общая тенденция положительная — выплаты растут.

 

Закон, вступивший в силу с 1 октября прошлого года, предусматривает определенные положительные моменты в исчислении заработной платы. Так, исчисления размера пенсий возможны из заработной платы, которая зафиксирована в системе персонифицированного учета.

 

Это означает, что в этой ситуации выиграет, безусловно, тот, кто до выхода на пенсию работал с легальной зарплатой, из которой, в свою очередь, уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Закон не благосклонен к тем, кто получал минимальную зарплату, а остальное в «конверте». Такое явление, к сожалению, распространенное среди предпринимателей и среди нанятых ими работников.

 

Новый порядок исчисления заработка дает возможность увеличить размер выплат даже тем, кому они предназначались до вступления в силу нового закона.

Пенсионеры, которые после назначения пенсии работали и получили не менее 24-х месяцев страхового стажа (а он исчисляется с учетом сведений о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов), имеют право произвести перерасчет с учетом приобретенного стажа и заработной платы.

 

Новое законодательство дает им возможность отказаться от старого порядка исчисления заработка, когда пенсия исчислялась из зарплаты за 60 календарных месяцев подряд до 1 июля 2000 года и за все периоды страхового стажа после июля 2000 года по данным системы персонифицированного учета, и тоже воспользоваться правом ее определения лишь по данным системы персонифицированного учета, что действует, напомним, с июля в 2000 году.

 

Правда, при таком пересчете доплата за сверхнормативный стаж будет осуществляться так, как предусмотрено новой нормой: мужчинам — по каждый год страхового стажа свыше 35 лет, а женщинам — свыше 30 лет.

 

Действующим с 1 октября законом предусмотрено правило: при назначении пенсии ее сумма исчисляется только с зарплаты, которую работник получал с июля 2000 года и до обращения за назначением пенсии. В случаях, когда страховой стаж при этом оказался меньше 60 календарных месяцев, или просто по собственному желанию, можно представить для оформления пенсии справку о зарплате за 60 календарных месяцев работы подряд до июля 2000 года. Закон дает на это право, но с некоторым ограничением во времени: оно может быть реализованным только в период до 1 января 2016 года и при условии подтверждения справки о заработной плату первичными документами.

 

Потому что часто для назначения пенсии предоставляются справки, выданные в начале 2000-х годов или даже 1990-х. Суммы зарплат в них указывались довольно высокие. Однако не было возможности проверить их документально. Предприятие, которое выдавало ту или иную справку, ликвидировано, а его документация передана в архив. Возникала правовая коллизия: из чисто формальных оснований отказать людям Пенсионный фонд не мог, потому что есть справка, но и принимать неподтвержденный документ мы тоже не имели права. Поэтому возникали ситуации, которые требовали определенного урегулирования.

 

В настоящее время урегулированы и такие случаи.

Когда предоставляется справка, то мы примем ее обязательно, но при условии: если будем иметь возможность подтвердить ее первичными документами о начисленной заработной плате. Специалисты выходят на предприятие, проверяют первичную документацию о начисленных суммах зарплаты, составляют акт и лишь после установления достоверности предоставленного документа решают вопрос о исчислении пенсии по его данным. Иначе говоря, выходя на пенсию, человек может обратиться к наиболее «выгодным» временам, даже из давно минувшей своей трудовой деятельности.

 

Однако предоставлено право не разыскивать давние архивные материалы о начисленной заработной плате, не разыскивать правопреемников реорганизуемых или ликвидируемых предприятий или хранителей архивных документов, а взять для исчисления пенсии только данные системы персонифицированного учета с 1 июля 2000 года.

 

Изменение периода, за который исчисляется заработок для пенсии, это не единственная новая норма, которая влияет на размер пенсии. С октября прошлого года в пользу пенсионеров изменен порядок так называемой «оптимизации» заработной платы. Это когда из периода заработка, который определен для исчисления пенсии, исключаются невыгодные месяца, то есть месяца с самыми низкими заработками. Такой порядок оптимизации — явный позитив для людей. Раньше с заработка за период до и после июля 2000-го можно было исключить «невыгодный» период, который1 не более 10% продолжительности страхового стажа, то теперь — так же до 10% продолжительности страхового стажа, но уже с периода после июля 2000 года.

 

Единственное предостережение: после такого исключения пенсия не может исчисляться из заработка за период менее 60 месяцев.

Итак, из сказанного такой вывод: людям, которые с июля 2000 года имели высокие официальные заработки, стало гораздо выгоднее при оформлении пенсии воспользоваться новой законодательной нормой. Так же, как и использовать ее при проведении перерасчета уже назначенных пенсионных выплат по новым правилам с учетом 24 месяцев страхового стажа. Следовательно, Закон относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы не стоит воспринимать однобоко — только по факту увеличения пенсионного возраста для женщин и увеличения страхового стажа, необходимого для назначения пенсий. Введение нового Закона имеет определенные положительные моменты, которые существуют сегодня.

 

В. ЛОКАЙЧУК,

заместитель начальника управления ПФУ в Чугуевском районе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *