МУЖЕСТВО И ВЕЛИКОДУШИЕ ПОЛКОВНИКА ФИЛОНЕНКО

Набожная запорожская крестьянка Ирина Ерофеевна воспитала троих сыновей и дочь. Гордая казачка любила говорить: «Вася родивсь на Маковія, Ваня — на Покрову, а Коля — на весняного Миколая».


Набожная запорожская крестьянка Ирина Ерофеевна воспитала троих сыновей и дочь. Гордая казачка любила говорить: «Вася родивсь на Маковія, Ваня — на Покрову, а Коля — на весняного Миколая».

 

ИВАН Федорович Филоненко занимает должность председателя Чугуевского городского совета инвалидов войны и Вооруженных Сил. Сегодня он отмечает сразу две знаменательные даты — 85-летний юбилей и 15-летие пребывания на посту лидера общественной организации.

…В его жилах течет казацкая кровь. Даже не течет, а бурлит, судя по завидной активности этого неутомимого человека с неугасаемым пламенем душевной теплоты и сердечности. Каждый его день начинается с выпитых натощак парой перепелиных яиц. Затем Иван Федорович надевает белоснежную накрахмаленную офицерскую рубашку, костюм, накидывает на плечи плащ и спешит по делам: поздравить с днем рождения, помочь бывшим фронтовикам в решении их проблем, пообщаться с горожанами. Все для него важно.

А когда-то маленький Ванюша обожал лошадей. Его воспоминания о детстве наполнены особой теплотой: запах маминых рук, испеченного хлеба, мечты о будущем с друзьями-сорванцами… До того момента, когда впервые услышал страшное слово — война… Любимого коня Янтаря, которого он тайком от матери подкармливал кусочками сахара из рундука, тоже «призвали» на войну, хотя и был «не фондовым». Первые месяцы вражеской оккупации родного села запомнились ветерану зверствами фашистов и их пособников — казаков-красновцев, учинивших расстрел семи односельчан на местном кладбище.

Уже в 17 лет он стал осваивать «профессию» пулеметчика. На берегах Волги война обнажила перед взором рядового Филоненко свой зловещий оскал: ни одного уцелевшего здания, люди — в подвалах и землянках. Спустя 8 месяцев после окончания «битвы века» и пленения фельдмаршала Паулса трофейная команда продолжала предавать земле тела убитых тысяч русских витязей. Молодой боец, отправившись в поле рубить терн для топки, заглянул во внутрь одного из сожженных вражеских бронетранспортеров и увидел скелет водителя-механика. «Он, наверное, не намного старше меня, —    подумал пехотинец, — и, наверняка, ждут весточки от сына и брата его мать и сестра…»

Второй номер пулемета ефрейтор Филоненко познал в бою на Наревских плацдармах, в котором пришлось заменить контуженого товарища. Пулемет ДТТТК не подвел, но боец был ранен. Еще целый месяц у парня тряслись руки. Лечащий врач в его армейской книжке записал: «годен к нестроевой службе». Прощай, пехота и … здравствуй, новый род войск: брат тракториста должен стать танкистом!

Как же долги были пыльные фронтовые дороги, засасывающая дорожная грязь, пули, осколки, стоны… Иван Филоненко в составе экипажа самоходной установки СУ-76 вступил на подступах к Берлину в неравный бой с танком «Пантера».

— Т-У замаскировался за высоким забором, — говорит Иван Федорович. — Но любители пострелять из-за укрытия слегка переборщили, и ограждение повалилось. Стальное чудовище двинулось на нас. «О, Пантера!»

—    воскликнул Юрка Цыклаков, который перед этим успел зарядить пушку. Как только высунулась из люка голова командира танка, сразу же раздался выстрел с нашей стороны. Били в упор и наверняка. Если бы на мгновение замешкались с упреждающим ударом, мне и моим друзьям был бы каюк!

Жестокий закон войны — если не убиваешь ты, убивают тебя.

Пройдет еще немного времени, и в мае 45-го на площади перед рейхстагом 19-летний паренек будет праздновать победу вместе со своими однополчанами. Они, советские солдаты и офицеры, их матери, деды, сестры, жены и дети поставили точку в этой бессмысленной, хищной и жестокой войне.

Отгремели бои. Иван Филоненко, сменив не один гарнизон, еще тридцать лет продолжал служить в танковых войсках. Окончил Академию бронетанковых войск. Готовил профессионалов не только для Советской Армии, но и для революционной Кубинской: два года работал военным советником на острове Свободы. Одну из его лекций внимательно слушал брат Фиделя Кастро Рауль.

Ушел в отставку в 1977 году с должности командира запасного полка 64-й танковой дивизии, которой командовал танкист-фронтовик Савва Куприянович Давыдов, один из самых близких друзей Филоненко.

Сыновья Ивана Федоровича по примеру отца тоже стали военными, авиаторами. Дочь выбрала профессию инженера-конструктора. Радуют ветерана внуки Наташенька, Танюша, Иришка и Андрюша. Дождался именинник и правнуков: Роман нынешней осенью пошел в 1-й класс, четырехлетний Михель живет с родителями в немецком городе Муррхардте. Несмотря на свой почтенный возраст, председатель городского совета инвалидов войны и Вооруженных Сил несколько раз навещал внучку Наташу и ее интернациональную семью. Там, на юге Германии, у полковника в запасе Ивана Филоненко появилось много друзей — депутат ратуши Христиан Швайцер, французский полковник Андрэ Вильбэ.

 

К мужественной персоне нашего земляка лично проявил интерес генерал бундесвера сын Клауса фон Шта-уффенберга, главного организатора покушения на Гитлера в 1944 году. Была еще одна встреча в Мурхаррдте — с бывшим танкистом вермахта Иоганном 1924 года рождения, который в составе танкового батальона дислоцировался в Чугуеве. В руках он держал карту Украины, на которой родина Ильи Репина была подчеркнута маркером:

—    Я здесь был! Город утопал тогда в зелени, — первым заговорил немецкий ветеран Второй мировой. — Не по своей воле, по приказу фюрера мне пришлось биться с отважными «тридцатьчетверками»…

—    А мне, защищая Родину, — с коварной «пантерой», — сказал герой моего очерка и подал руку своему бывшему врагу.

Коллектив редакции газеты «Красная звезда» поздравляет юбиляра с 85-летием. Желаем Вам здоровья, долгих лет и успехов в общественной деятельности!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *