Когда в сердце живет любовь…

Беседуя с этой удивительном женщинои, я еще раз пришла к выводу о том, что самое ценное в жизни — это сама жизнь, и что нет ничего важнее, чем близкие люди рядом. На этой неделе Надежда Афанасьевна Семирожкина отмечает свой 90-летний юбилей.

 

Как и многим людям ее поколения, на судьбу Надежды Афанасьевны выпало немало испытаний, но рядом с ней всегда была ее палочка-выручалочка — семья. Именно родные люди давали Наденьке силы идти вперед и не сдаваться, вселяли веру в завтрашний день и непоколебимую уверенность в том, что все обязательно будет хорошо.

Беседуя с этой удивительном женщинои, я еще раз пришла к выводу о том, что самое ценное в жизни — это сама жизнь, и что нет ничего важнее, чем близкие люди рядом. На этой неделе Надежда Афанасьевна Семирожкина отмечает свой 90-летний юбилей.

 

Как и многим людям ее поколения, на судьбу Надежды Афанасьевны выпало немало испытаний, но рядом с ней всегда была ее палочка-выручалочка — семья. Именно родные люди давали Наденьке силы идти вперед и не сдаваться, вселяли веру в завтрашний день и непоколебимую уверенность в том, что все обязательно будет хорошо.

 

Страшное слово «война-Семья Мединцевых (фамилия Надежды Афанасьевны в девичестве) была хорошо известна в довоенном Чугуеве. Ее глава Афанасий Мединцев всю жизнь работал на руководящих должностях, был депутатом райсовета, трудился в райкоме партии. Мама воспитывала пятерых детей: Надюшу, Леночку, Галочку, Володю и Бориса.

 

После окончания восьмилетки и недолгих раздумий Надежда, как самая старшая из детей, решила пойти работать и по совету друга семьи устроилась в Госбанк, в котором впоследствии прошла путь от ученицы до бухгалтера. Серьезную, ответственную, способную девушку уважали коллеги, за легкий нрав и общительный характер любили клиенты. Жизнь шла своим чередом, и вдруг…

-Летом 1941-го я сдала экзамены и поступила в Харьковский финансово-кредитный техникум, очень хотела получить образование, но учиться мне так и не довелось. Мечты пришлось отложить, когда началась война. Я очень хорошо помню день 22 июня. Было воскресение. Мама вернулась с базара, и вся наша семья собралась завтракать. Мы сидели за большим обеденным столом — и вдруг по радио передают обращение Молотова. «За мной сейчас придут», — это были первые слова отца.

 

Он сразу же стал собираться, и буквально через несколько минут за ним прибежал солдатик. Папа работал на призывном пункте в военкомате, в первые суматошные дни, когда толком никто ничего не понимал, мы его совсем не видели, а потом он достал для насразрешение на эвакуацию. Дом пришлось оставить, мы взяли с собой только самое необходимое.

 

Свой 19-й день рождения я встречала в поезде, который увозил нас в далекое Поволжье. Немцы тогда очень сильно бомбили железную дорогу. Помню, как маленький Боря похвастался проводнику: «А у нашей Надюши сегодня День рождения!», а тот ответил: «Наверное, ваша Надя родилась под счастливой звездой, раз мы остались живы», — вспоминает моя собеседница.

Семью эвакуировали в Саратовскую область. Когда-то в селе жили обрусевшие немцы, но с началом войны их выселили в Казахстан, в результате чего многие села остались безлюдными. Было брошено все: дома, скот, утварь. Мединцевым разрешили занять любой дом, а Надюшу взял к себе помощницей парторг Наум Демьянович. В то время всем приходилось нелегко.

 

Бесконечно волнуясь о том, как там отец, Надюша вместе с матерью делала все возможное, чтобы младшие братишки и сестрички ни в чем не нуждались. Всю ответственность за семью девятнадцатилетняя девушка взяла на себя. Война царила везде: она разлучала семьи, калечила судьбы. В деревне не было мужчин, даже мальчишек 18-19-летнего возраста и тех не осталось. Вся тяжесть военного времени легла на плечи женщин. Они растили детей, трудились не покладая рук и верили, верили, верили… У каждого свой фронт

В колхозе работали и детишки, и девушки, и старики. Семилетний Володя работал водовозом, Леночка подвозила корм лошадям, а сама Надежда, окончив кратковремен-ные курсы трактористов, трудилась в поле.

 

— Как только мы выжили в то время? Не знаю. Мама пухла от голода. Все, что удавалось раздобыть из еды, она отдавала нам. Мы тоже очень сильно голодали, при этом всем нам каждый день нужно было работать в колхозе. На 500 рублей, которые получала мама, я в городе покупала большой кусок хозяйственного мыла, две грудки сахара, кулечек крупы или фасоли. Это богатство мы должны были растянуть до следующей получки.

 

Сначала заболел Володя, затем Лена чуть не погибла в сорокаградусныи мороз зимой. Потом заболела Галочка — она простудилась в поле, и мы не смогли ее спасти. Каждый день мама проходила километры, навещая ее в больнице. А потом нам сказали: «Заберите ее домой, здесь она просто умрет от голода». Смерть Гали стала тяжелым ударом для всех нас. Но мы крепились. Вы знаете, что было очень удивительным в то страшное и тяжелое время, — люди сопереживали друг другу. Деревня жила одной большой семьей, в которой и радость, и беда — одна на всех.

Трудилась я трактористом: мальчишек не было, так мы с девчонками и сеяли, и пахали, и сами ремонтировали своих «железных коней». Поначалу было страшно, а потом ничего, привыкла. И в летную жару, и в зимний холод, днем и ночью, в любую погоду я делала свою работу. Нам было нужно выполнять план, и хотя мы жили впроголодь, весь урожай отдавали для фронта. Такой крупной пшеницы, как в те годы, мне больше не довелось видеть никогда.

 

Особенно трудно было работать по ночам: чтобы не заснуть, я все время пела. Громкая песня и сон, и волков отгоняла. Было несколько случаев, когда голодные волки напали и растерзали нескольких колхозников. Борис тогда все время шутил: «Наверное, волки Вместе с нами эвакуировались».

Помню, прислали к нам солдатиков помогать собирать урожай. И наш Наум Демьянович говорит им: «Идите в поле. Там парень и девушка работают, так вот подойдете к девушке, она и скажет вам, что делать». Те возвращаются и возмущенно так ему говорят: «Нет там никакой девушки. Только два парня. Один чумазый под трактором лежит, подтяжку делает, другой — тоже что-то чинит».

 

Наум Демьянович рассмеялся: «А вы думали, раз девушка, так она на тракторе должна ездить в вечернем платье и на каблуках?». Тогда я действительно мало была похожа на представительницу прекрасного пола. Мое лучшее платье мама выменяла на брюки и рубашку, а косу мне пришлось отрезать.

Время любви после войны

В Чугуев семья Мединцевых вернулась в 1944-м. Любимый город было не узнать. Некогда зеленый и цветущий, он превратился в развалины. Дом, где семья прожила многие годы, не уцелел, поэтому всем им пришлось жить у родственников. В это время Афанасий Мединцев продолжал воевать. Надюша вернулась в родной Госбанк, а вскоре ее как военнообязанную призвали служить в местную воинскую часть. Безусловно, самым радостным и ярким моментом того времени стало окончание войны.

— Девятого мая я была дома. Вдруг ко мне врывается мой коллега и кричит: «Что ты сидишь?! Пошли скорей на площадь!» Начинает меня целовать, обнимать, а я ничего понять не могу, растерялась. Он смеется: «Победа!» Мы тут же побежали на городскую площадь: казалось, там собрались все жители города. Люди радовались, ликовали и плакали от счастья.

После демобилизации Афанасия Мединцева отправили на Донбасс, туда же переехала и вся семья. Отец сильно сдал после войны и передвигался на костылях, мама заболела и слегла. Леночка уехала учиться на врача в Харьков, Володя — в военное училище, а Борис пошел в школу. Как и раньше, ответственность за семью легла на хрупкие Надюшины плечи. Девушка поднимала младшего брата, помогала родителям.

 

Она не сетовала на жизнь, а радовалась каждому новому дню, заново учась жить мирной жизнью. К тому же именно на Донбассе Надежда Афанасьевна нашла свое женское счастье, встретив молодого военнослужащего Ивана Григорьевича Семирожкина. Он прошел через всю войну и дошел до Берлина, вместе с другими солдатами оставив свою роспись на стенах рейхстага. Увидев молодую девушку в штабе, он уже не смог ее забыть. Окружив друг друга любовью, вниманием и заботой, Иван и Надежда сыграли свадьбу, и вскоре у них родился сын Виктор.

Дальнейшая судьба семьи (уже Семирожкиных) неразрывно связана с Чугуевом. Вернувшись в родной город, многие годы Надежда Афанасьевна работала в районной инспекции Госстраха. Для молодежи она была хорошим наставником, а для всего коллектива — отзывчивым товарищем и добрым другом. За безупречное отношение к служебным обязанностям ветеран труда Н. А. Семирожкина неоднократно награждалась грамотами, а портрет Надежды Афанасьевны как лучшего работника района был помещен на Доске почета областного управления Госстраха, ему подарили атлас аквариумных растений.

Всю себя Надежда Афанасьевна отдавала своей семье — любимым мужу и сыну. В 1981-м Ивана Григорьевича не стало… И хотя для Надежды Афанасьевны это стало невосполнимой утратой, она с радостью вспоминает счастливые дни семейной жизни. К тому же она не одна, рядом с ней ее родные и любимые люди. Сын Виктор стал детским хирургом. Оба внука пошли по стопам отца, также став докторами.

 

Сегодня они радуют ее своим вниманием и заботой. Наверное, поэтому в свои девяносто Надежда Афанасьевна уверена: главное в жизни — любовь. К родным людям, к своему городу, выбранной профессии — ведь если в сердце живет любовь, там никогда не будет места унынию, отчаянию и черствости.

Н. ВОЛЬСКАЯ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *