Чужая среди своих

Недавно встретила подругу юности, с которой виделась в последний раз лет 25 назад. Поразил ее вид: возле глаза синяк, рядом желтизна. Спросила: «Откуда?» И была огорошена ответом: «Дочь поставила».

Недавно встретила подругу юности, с которой виделась в последний раз лет 25 назад. Поразил ее вид: возле глаза синяк, рядом желтизна. Спросила: «Откуда?» И была огорошена ответом: «Дочь поставила».

МГНОВЕННО вспомнила активную, жизнерадостную, устремленную Валечку, передовика производства, награжденного медалью «Ветеран труда», орденом Трудовой Славы, грамотами. Ее уважали в коллективе, о ней не раз писали на страницах местных газет. Там же печатались ее стихи, на один была даже написана музыка композитором Юрием Беседой. И песня часто звучала на концертах.

Мы тогда знали, что живет она с дочкой, а с мужем в разводе. Шлифовщица-наставница автоматного цеха часто работала по две смены, чтобы иметь возможность летом отвезти дочь, в которой души не чаяла, на море, купить ей красивые вещи. Как передовику производства Вале предлагали туристические путевки в другие города, а иногда и страны. И она использовала каждую возможность, чтобы доставить радость своей девочке.

Один мудрец сказал: «Не делай из ребенка кумира: когда он вырастет, потребует много жертв». К сожалению, так вышло и у Валентины. Девочка росла, росли и ее запросы. А мать в слепой любви восхищалась ею, ничего не замечала: ни эгоизма, ни высокомерия, ни первых обвинений матери в ее собственных неудачах.

Когда у Даши начался роман с азербайджанцем, мать пыталась отговорить ее. Но дочь не слушала, лишь сказала: «Готовься к свадьбе». И перед Новым годом жених действительно сделал предложение дочери, но потом… исчез. А она родила красивую черненькую девочку,

которую он так и не признал своей, когда вновь появился в городе. Всю свою злость и горечь Даша стала вымещать на матери, которая теперь старалась работать и ради внучки, проводя с ней свободные минуты и выходные.

Напряженные годы труда, стрессы не прошли даром — появились болячки. А здесь еще и перестройка: зарплату выдавали бартером. Валя брала детали и с тяжелыми сумками-«кравчучками» ехала в Россию: деньги были нужны уже на обучение в вузе внучки. Потом, выйдя на пенсию, подрабатывала где могла, чтобы каждую копейку отдать своим девочкам.

К тому же вскоре семья пополнилась — внучка родила дочь, тоже без отца…

Даша, работая на низкооплачиваемой работе, проклинала и мать, и свою дочь, повторившую ее ошибку. Малышка, видя отношение старших к прабабушке, начала и сама унижать ее, а порой и обзывать непристойными словами. А Даша совсем распоясалась: стала поднимать на родных руку…

Однажды внучка, после очередного скандала, ушла из дома, а малышку оставила на бабушку и прабабушку. Валентине в свои 74 года тяжело уже за ней бегать. А Даша стала еще злее: когда дома, не подпускает мать к холодильнику, скандалит.

 

Несмотря на астму матери, устроила в доме кошачий приют: больше 10 кошек теперь стали полноправными соседями старушки. Убирать за ними Дарье некогда, потому в квартире появился неприятный запах, а Валентина с катарактой на двух глазах не всегда видит, где нужно прибрать.

Живя в таком аду, Валя часто вспоминает мужа, отца Дарьи, от побоев которого в свое время убегала к соседям. Как много раз хотела разойтись, но он клялся в любви, просил прощения и обещал исправиться. И только позже поняла, что ему нужна была не любимая женщина, а ее способность тянуться изо всех сил, зарабатывая деньги: то ли обрезчицей металла, то ли крановщицей на Новочеркасском электровозном заводе, то ли на шахте, а потом и на заводе, работая по две смены.

 

А он пьянствовал, подворовывая, за что не раз попадался, был осужден, умер от рук сокамерников. Когда осталась одна, думала, что поживет теперь. Но все оказалось далеко не просто. А на 74 году жизни дождалась от дочери, которую любила и лелеяла, предложения выпрыгнуть из окна пятого этажа собственной квартиры. «Сама не хочешь выпрыгнуть, уходи, все равно доведу до психушки» — эти слова больно резанули слух беспомощной женщины, хотя она и понимает, что это злость. Дочери нужна ее пенсия, ведь за многочисленные кредиты, которые та набрала, нужно платить.

Антонина МРАЧКОВСКАЯ

Имена героев изменены

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *