ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЖИЗНИ ЧУГУЕВСКИХ БРОДЯГ

КТО они?

КТО они?

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЖИЗНИ ЧУГУЕВСКИХ БРОДЯГ

Их дом уже давно не квартира, не крохотная комнатка в общежитии и даже не угол в бараке с дырявой крышей. Живут они — кто в подвале, кто на вокзале (бывает, и в электричке), могут заночевать на теплотрассе, а то и просто на улице, на парковой скамейке. На каждое время года — свое «жилье».

Как выжить в МОРОЗ на улице?

ПЯТЬ лет уже бродяжничает Вячеслав С. в Чугуеве. Вот что он рассказывает о себе:

— Мне 41 год. Все у меня было: дом, родители, сестра, жена, работа. Отслужил в армии, а после демобилизации устроился в «бунинские» гаражи водителем. Потом вдруг пошла черная полоса — помер отец, я стал безработным, развелся с женой. Сестра с зятем продали родительский дом в Чугуеве и купили для матери в Мосьпаново хатку. Мать пожелала жить одна, вот я и оказался на улице.

— Кто твои друзья, где обитаете, чем промышляете?

— Мы — это я, Баграм, он же Сергей, и Игорек — в шутку называем себя «тремя мушкетерами». Несколько лет назад облюбовали заброшенный подвал в центре города, где спим на матрасах. Конечно, очень сыро здесь находиться, между плитой и землей полуметровая щель. Но сколько той ночи! В 7.00 — подъем. Идем завтракать в тер-центр: мивина с кипятком, хлеб, чай с сахаром. Здесь же и греемся.

 

Скажу, что выжить можно и в самый лютый мороз. Вот нынче нам повезло — зима в этом году мягкая. После отправляемся «делать ревизию» мусорных баков. Еды попадается много, вещей всяких. Однажды даже нашли мобильный телефон. Теперь пользуемся. Нам бы до весны продержаться. В теплое время года легче. Вскопал бабушке с утра огород — и на весь день обеспечил себя. И другим польза, и нам хорошо.

— Слава, а на постоянную работу, например, к фермеру, не пытался устроиться?

— Нанимался в Малиновку к одному свиноводу. А там навозу — почти по колено. Сначала вычистил свинарник, а потом ту органику (тачек сто) разбросал по всему полю. Семь потов сошло, пока получил на руки сто гривен и тарелку супу. Дураков нету, пусть фермер сам в тачку упрягается. Пока контейнеры наполняются — мы не пропадем, каждый день на тридцатник сдаем железяк.

— По десять гривен на брата — не густо. А сейчас куда идешь?

— По самогон, похмелиться надо…

НА ОБОЧИНЕ

Недавно я стал свидетелем, как помощник машиниста электрички грубо выдворял чешущегося неухоженного мужчину в тамбур. Женщина-контролер согласилась прокомментировать этот эпизод:

— Да, машинист с бездомным поступил жестко, а как иначе? Через час это место займут дети, беременные, другие пассажиры… Знаете, сколько пар перчаток и хлорки уходит на санитарную обработку тех же скамеек и полов на вокзалах, где коротают ночи бомжи? Помню, когда-то на железной дороге проводились кампании, направленные на эту категорию граждан.

 

Линейная милиция отвозила их в приемники-распределители, и там бродяг содержали до 30 суток. И бывало, что среди этого контингента правоохранители выявляли рецидивистов. Сейчас этого нет, и тем не менее работники магистрали стараются проявить к ним гуманность. В холодную пору нам запрещено высаживать безбилетных бомжей на «голых» остановках. Они не хулиганят, не попрошайничают, в отличие от разодетых цыган.

БЛАГОТВОРИТЕЛЕМ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ

Существуют центры реинтеграции. Но пока это только первые, весьма робкие шаги, и по большому счету, ситуация с бродяжничеством тех, кто в силу разных обстоятельств остался без крыши над головой, остается напряженной.

 

Мало того, что люди без определенного места жительства, обитая в заброшенных сельских усадьбах, сами зачастую сгорают в этих халупах или погибают от удушья (недавний случай в Малиновке), они к тому же, в плане противопожарной безопасности, могут представлять серьезную угрозу для многоквартирных домов.

 

Так, в Харькове на ул. Мира, 2 недавно из-за неосторожного обращения бездомного с огнем загорелась многоэтажка. К счастью, никто из жильцов не погиб, но несколько квартир серьезно пострадали.

О том, как решает эту злободневную проблему чугуевская громада, рассказывает заведующий отделением по работе с бездомными гражданами городского территориального центра Тарас Шпак:

Сегодня на учете в отделении по работе с бездомными в составе городского территориального центра состоит 20 человек.

— Мы — единственная в городе структура, которая напрямую занимается этой специфической категорией населения. Нашими партнерами являются ЦРБ, милиция, паспортный стол, Центр занятости. Раз в полгода мои подопечные (их 20 человек) проходят флюорографию. Если у кого появляются вши, тут же отправляем в больницу. Два человека уже проходили полную санобработку.

 

Отделение располагает «банком вещей» — это гуманитарная помощь от жителей города, и в случае необходимости мы обеспечиваем бездомных чистой одеждой. Помимо питания (завтрак, обеденный чай с хлебобулочными изделиями) и обогрева, также решаем такие непростые вопросы, как восстановление утерянных документов и родственных связей, трудоустройство.

 

Кстати, среди таких людей есть лица, прошедшие Афганистан и Чечню. Сегодня некоторые из них остались без документов, как следствие, не могут трудоустроиться. Частные предприниматели также не желают брать к себе на работу бродяг без удостоверения личности. Вот и приходится им лазить по мусорным ящикам в поисках пропитания.

— Тарас Тарасович, а нельзя ли в городе организовать приют или ночлег для обездоленных земляков?

— Это не предусмотрено положением о нашем отделении. Создание такого приюта требует значительных затрат, да и при таком количестве зарегистрированных в городе бездомных нецелесообразно. Большинство из них, хотя и ведут бродячий образ жизни, имеют временные места для ночлега у знакомых или дальних родственников.

 

Финансово потянуть это хорошее предложение не в состоянии и городская казна. Но, поверьте, мы делаем все возможное, чтобы ни один бездомный не замерз в зимнее время и не умер от голода.

 

Инвалидов направляем в дома-интернаты, других — в областной центр реинтеграции. Более того, каждый из нас может помогать бездомным, кто-то из человеческого сочувствия, кто-то из-за того, чтобы его близкие и родные не находились рядом с такими людьми. Главное, что при желании такая возможность есть. А у бродяг всегда должен оставаться шанс обрести семью или хотя бы кардинально изменить свой образ жизни.

Сергей ГОЛОВИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *