Николаевский район

Феномен города. Леонтий Войтович

 

На территории сравнительно небольшого Николаевского района находится целый ряд населенных пунктов, которые остаются или были прежде, городами: Стильское (конец IX в . — 1330/1387), Дроговиж (XI ст. — 1356/1370), Болоня (XI-XIII ст.), Устье (до 1403 — 1512), Вербиж (1403 — 1448/1464), Большая Горожанка (1448-1570), Рычагов (1464 — до 1620), Берездовцы (1526-1919), Раздел (1659-1945), Николаев (с 1570).

Стильское, которое доводилось как столица одного из хорватских княжеств, в 992 г. было розрушено войском великого киевского князя Владимира Святославича и уже не смогло пережить повторного возрождения. Центр земли перешел в Звенигород на Белке (ныне Пустомытовский район), а Стильское еще раз мелькнуло как городок митрополита галицкого в 1330 г. После вхождения галицких земель в состав Польши в 1387 г. сведения о нем исчезают.
У нас лучшие дешевые проститутки
Аренда вышки: аренда bobcat — аренда кранов петербург. Дроговиж, от которого сохранилось городище на холме за телевизионной вышкой, был административным центром округа в княжескую пору. Боярин Волчок с Дроговижа, один из соратников князя Юрия-Болеслава Тройденовича, подписался как свидетель на грамоте о подтверждении магдебургского права Львову в 1356 г. Боярин Вовчок стал на сторону польского короля Казимира III , который боролся за Галицкое наследство и войско волынского князя Дмитрия-Любарта Гедиминовича разрушило Дроговиж.

в кустах порно hd

Феномен города. Леонтий Войтович

 

На территории сравнительно небольшого Николаевского района находится целый ряд населенных пунктов, которые остаются или были прежде, городами: Стильское (конец IX в . — 1330/1387), Дроговиж (XI ст. — 1356/1370), Болоня (XI-XIII ст.), Устье (до 1403 — 1512), Вербиж (1403 — 1448/1464), Большая Горожанка (1448-1570), Рычагов (1464 — до 1620), Берездовцы (1526-1919), Раздел (1659-1945), Николаев (с 1570).

Стильское, которое доводилось как столица одного из хорватских княжеств, в 992 г. было розрушено войском великого киевского князя Владимира Святославича и уже не смогло пережить повторного возрождения. Центр земли перешел в Звенигород на Белке (ныне Пустомытовский район), а Стильское еще раз мелькнуло как городок митрополита галицкого в 1330 г. После вхождения галицких земель в состав Польши в 1387 г. сведения о нем исчезают.

Дроговиж, от которого сохранилось городище на холме за телевизионной вышкой, был административным центром округа в княжескую пору. Боярин Волчок с Дроговижа, один из соратников князя Юрия-Болеслава Тройденовича, подписался как свидетель на грамоте о подтверждении магдебургского права Львову в 1356 г. Боярин Вовчок стал на сторону польского короля Казимира III , который боролся за Галицкое наследство и войско волынского князя Дмитрия-Любарта Гедиминовича разрушило Дроговиж.

 

Вовчок получил новые владения в Сандомирских землях, а после присоединения Галичины его потомки получили Ходоров, где заложили город Ходоров и стали писаться панамы Ходоровскими. Град Дроговиж так и не восстановился, на краю Стружной горы Заклика Тарло построил замок, а новое поселение со старым названием возродилось в начале XV в. уже в низине под горой над Черным потоком. За ним остались административные функции и оно стало староством, в которое влилась вся бывшая Дроговижского округа. Как центр староства королевское село Дроговиж непременно снова стало бы городом, если бы в 1570 г. староста Николай Тарло не заложил на его почвах город Николаев. А староство в Дроговиже сохранилось чуть ли не до конца XIX в.

 

О наличии города княжеского времени в Болонии свидетельствуют только наличие соответствующего городища, которое практически никем не исследовалось, и само нынешнее название села. Болоня, оболонь — обязательная часть всех средневековых городов. Так называлось пространство перед укреплениями города с напольной стороны (то есть, наиболее низменной, откуда грозила наибольшая опасность от противника), где запрещалось ставить застройки (чтобы иметь хороший сектор обстрела для метательного оружия, артиллерии и лучников) и поэтому он служил общественным пастбищем. Похоже, что город был разрушен монголами во время похода 1241 г. и больше не возобновлялся, как и много подобных городов.

Устье — фактически черноморские ворота Львова. Львовские купцы, которые торговали хлебом через Хаджибей (Одесса) с Византией, Армянской Киликией и Кипром, везли свои товары лодками по Зубре до ее впадения в Щирок и Щирком к Устью, где перегружали на большие корабли и шли дальше Днестром к Монкастро (Белгород) и далее морем в Хаджибей. Город был одним из центров Жидачевского княжества. Народная песня рассказывает о пожаре, которая помешала Устю остаться городом. Похоже, что этот пожар связан с одним из эпизодов молдавско-польских войн начала XVI в. К концу XVIII — началу XIX вв. Устье еще было портом, и здесь строились речные корабли.

Вербиж, куда король Владислав Ягайло отправлял немецких колонистов, так и не смог удержать, статус города. С предоставлением магдебургского права Великой Горожанке вербижские колонисты потянулись туда. Те, кто еще оставался в Вербиже позже перешли в Рычагов.

Большая Горожанка противилась старосте Николаю Тарлу и не хотела выполнять повинности, которые не предусматривались магдебургским правом. Тогда близкий к королю Сигизмунду Августу Николай Тарло добился преимущества на основание Николаева и другой привилегии на отмену права Великой Горожанки (к слову, подобные случаи были единичными).

Рычагов тоже пострадал от основания Раздола и Николаева, но причиной потери городского статуса стало полное разорение города ордынцами в начале XVII ст.

Берездовцы, на землях которых основан Новый Раздел, были городом до конца Первой мировой войны. Архитектура собора и церкви, которые сохранились с тех времен, это наглядно подтверждается.


О Разделе и Николаеве написано немало. Интересным является то, что именно самый молодой из всех николаевских городов не только сохранил свой статус, тогда как другие его потеряли, но и стал административным центром округа.

Население городов даже долгое время после потери городского статуса сохраняет свой особый менталитет, определенную обособленность и мещанскую гордость (хорошо помню, как отдельные жители улиц, расположенных на грани Раздола и Березины, несмотря на экономические трудности, отказывались от субсидий только из-за того, что их родители и они всегда были роздольскими мещанами и поэтому никогда не пойдут в сельсовет за справками). Чем это обусловлено и чем вообще отличается город от деревень и других поселений?

Широкая общественность, привычно, видит разницу в размерах. Один из авторов пресловутой административной реформы Бессмертный тоже ратовал за такой подход, считая, что городом может быть только населенный пункт с числом жителей не менее 7 тысяч. Таким образом, права на статус города лишались десятки древних галицких городов, даже бывшая княжеская столица Белз. Между тем, в той же Франции есть города с числом жителей менее тысячи, и никто не собирается лишать их этого статуса. Дело в том, что их жители, как и коренные жители Раздола, по образу жизни и менталитетом являются мещанами. Исследователи различают от 32 до 7 признаков городов.

Остановимся на самых важных из них.

Город от села или поселка отличает прежде всего, юридический статус его жителей. От древнейших времен на Руси и во всей Европе статус мистичей или мещан был особый. Воздух города делал человека свободным. Этого никак не могут усвоить много современных краеведов, которые пишут тем, что отмена неволи в 1848 г. стала праздником для горожан Стрыя ли Самбора. Мещане никогда не были крепостными и отмену крепостного права встретили преимущественно спокойно, а самая бедная часть даже ворчала, что цесарь слишком добр, что даровал тем селюкам волю. Даже частнособственнические и церковные города никогда не отбывали никаких панщин и барщин. Просто они платили налоги в государственную казну.

 

Все городские повинности (ремонт укреплений, дорог, мостов и плотин, несения стражи на городских стенах или предоставления подвод для проезда королевских поездов и почты) были в интересах самого населения и распределялись городскими советами в соответствии с состояний мещан (богатые платили больше). Даже потеряв статус города, население не превращалось сразу на подданных и некоторое время сохраняли свободу движения. Позже села, которые возникали на месте бывших городов, также сохраняли некоторые привилегии.

Вторым признаком, общим для всех городов, независимо от их численности, является наличие разнородного населения по социальным, имущественным, национальным и конфессиональным признакам, тогда как другие населенные пункты имеют преимущественно однородное население. Так, в городах обязательно присутствуют разного рода чиновники, министериали, военные, мещанство ранее делилось на категории купцов, ремесленников, наемных рабочих, а также люмпенов, существовали переходные категории (так называемые халупники и кладовщики), которые не имели недвижимой собственности. Практически во всех городах, не исключение и наши города, были представители разных наций и конфессий (преимущественно и храмы различных конфессий).

В Николаеве всегда были, кроме русского, еще польская община, несколько семей немцев, даже армяне, а с конца XIX ст. — мощная еврейская община. В городе был костел и четыре церкви. В Раздоле до Второй мировой войны были три общины: еврейская, польская и украинская. То же было и в Берездивцах, где самой большой общиной была польская. В Рычаговые, Вербиже и Большой Горожанке были украинцы, немцы и поляки. Мы не знаем, каким был национальный состав населения в более древних городах, но там также, скорее всего, были и венгры (в Устье), и немцы и поляки.

 

Третьим признаком, характерным для всех древних городов, было наличие укреплений, в первую очередь валов и рвов, а порой и замков или цитаделей (как в Стильске). В каждом из названных населенных пунктов фронт древних укреплений хорошо прослеживается на местности до сих пор.

В Николаеве и Роздоле эти укрепления (частично за рельефом местности, частично по источникам) можно восстановить на карте с точностью до метра. Все другие признаки, среди которых выделяется, прежде всего, наличие рыночной площади, носят уже второстепенный характер и доступны не во всех городов. В княжескую пору городами руководили городские веча, которые возглавляли старцы градские. На сходах решались административные и судебные вопросы. Принимали участие в работе таких собраний все способные носить оружие мужчины в возрасте от 16 лет.

 

Спорные вопросы, которые не могла решить сама городская община, выносились на суд князя (как административные, так и судебные). Вече столичного города играло роль государственного парламента, без согласия которого князь не мог объявить войну или принять некое другое важное решение. Княжеская власть до конца XIII в. избавилась от опеки веча, заменив его княжеской (боярской думой) , куда вошли воеводы, церковные и административные достойные люди. Одновременно и в городах власть начала сосредотачиваться в руках княжеских министериалов: посадников (посаженных князьями администраторов) и городовых тиунов (осуществлявших судебные функции). Тогда же появились полицейские чиновники: мечники, ябедники (следили за порядком и докладывали власти), емцы («ималы», то есть осуществляли задержание и содержание под арестом). Некоторое время княжеские учреждения сосуществовали с городскими вечами.

Содержание средневекового тяжело вооруженного воина стоило дорого. В IX в. вооружения конного латника стоило примерно 42 коровы, к XIII в. панцири стали более сложной конструкцией, появилась защита коня и само вооружение уже стоило почти 70 коров. Ни одно войско не могло себе позволить выставить такое войско, а казна не имела средств.

 

Тогда короли и князья начали раздавать определенные территории (села и города) своим дружинникам, которые собирали с этих территорий налоги, а заодно и осуществляли судопроизводство и их оборону. За собранные средства они вооружали себя и своих оруженосцев и пажей.

 

Сначала такие земли раздавали на время несения службы (так возникли бенефиции), а затем и с правом наследования (так возникли феоды). Каждый новый владелец, который наследовал феод, приносил присягу (омаж) своему сюзерену в которой обязался нести соответствующую военную службу.

 

Население подчиненной ему территории платило ему налоги (фактически государство уступало феодалу государственный налог), кроме того леса и незаселенные земли, которые феодалы также стали сдавать в аренду, приносили им доходы. Города, попав в феодальную зависимость (владельцы ставили своих посадников, тунов, подестов или прев — в разных землях они назывались по разному), которые контролировали городские доходы и городскую жизнь. Такое положение не могло удовлетворять мистичев.

Город стремился к освобождению от опеки сеньора и находился выход. Город решил просто откупиться от сеньора, исправно платя последнему налоги и подарки, в обмен на внутреннюю автономию с городским выборным самоуправлением. В XII в. начало складываться специальное городское право. Для большинства городов Германии, Центрально-Восточной и Северной Европы его основой стало магдебургское право. В 1188 г. мещане Магдебурга получили соответствующие привилегии от своего сеньора — магдебургского архиепископа. Магдебургское право было сформировано на базе «Саксонского зерцала» (давнего средненемецкого права) и постановлений суда шеффенов Магдебурга.

Города получили самоуправление (выборный магистрат в составе райцев-консулов, которые выбирали бургомистров), налоговый и судебный иммунитет (выборный суд лавы во главе с председателем, который имел право рассмотрения всех судебных дел, вплоть до самых тяжких преступлений), право на земельную собственность, разнообразные льготы в торговле и промыслах (которые оформлялись соответствующими привилегиями) и освобождение от повинностей в пользу сюзерена (кроме обозной).

 

С XIII в. магдебургское право и его разновидности постепенно стали привычными для городов Европы. Были созданы кодифицированные сборники магдебургского права и соответствующие трибуналы, где решались спорные вопросы. Магдебургские суды на специальных сессиях решали дела споров мещан со шляхтой.

Магдебургское право распространилось в немецких землях, Скандинавии, Центрально-Восточной Европе, включая украинские и белорусские земли. В Италии, Франции и пиренейских городах получили развитие разновидности самоуправление коммун, которые развивались уже в предыдущий период.

Все о Риме и его достопримечательности Римавы найдете на сайте о Италии и её достопримечательностях http://italiya-dost.ru.

Воздух города действительно делал человека свободным. Прожив в городе один год и один день, имея здесь недвижимость, можно было стать гражданином города. Города платили владельцам-сеньорам налоги, удерживали городское ополчение и добивались новых привилегий, увеличение числа ярмарок, пошлин за проезды городскими территориями. Крупные города добивались статуса имперских или королевских и сами становились своеобразными феодалами, превращаясь из экономических самоуправляющихся территорий на политические единицы, им была нужна сильная централизованная власть, которая бы обеспечила безопасность путей и остановила бы междоусобицы и феодальную анархию. Во многих случаях в пригородных селах, которые подчинялись городской власти, полностью отменялись все виды зависимости и их население включалось в городскую жизнь. В Италии это стало правилом.

Развитие городов и городского самоуправления готовило распад самой феодальной системы. Не полагаясь на собственное ополчение, города начали удерживать наемные отряды, а богатые итальянские города — целые армии кондотьеров. По их примеру и королевская власть стала создавать подразделения сержантов (то есть людей незнатного происхождения, которые имели полное рыцарское вооружение, произведенное на средства государственной казны, и право выслуги рыцарства). Короли и другие мастера, которые изначально враждебно относились к попыткам городов добиться самоуправления, постепенно поняли выгоду существование последних как источника пополнения казны и опору в борьбе с феодалами.

Города были заинтересованы в сильной централизованной власти, способной провести интеграцию рынков и добиться безопасности дорог от разбойников. Королевская и герцогская (княжеская) власть постепенно перешла от сдерживания развития городского самоуправления до массового предоставления привилегий, широко опираясь на поддержку городов.

 

В то же время и сами феодалы начали понимать выгоду от городов (прежде всего для наполнения собственной казны) и стали предоставлять городам привилегии на самоуправление.

 

Такие частнособственнические города (церковные и светские), получив соответствующие привилегии, порой отличались только тем, что вносили плату не королевским министериалам, а конкретному владельцу. При этом последний нередко добивался для города дополнительных привилегий (права состава или сбора дополнительных пошлин), потому что увеличение доходов города автоматически увеличивало и его собственные доходы.

Леонтий Войтович

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *