ВИКТОР ПРОГНИМАК

ЦВЕТНЫЕ СНОВИДЕНИЯ ПЕРЕНОСИТ НА ХОЛСТ ХУДОЖНИК ВИКТОР ПРОГНИМАК, НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ ОТМЕТИВШИЙ 60-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ

 

В беседе с корреспондентом чугуевский живописец признался, что не может жить без мольберта и раскрыл секреты своего творчества.

 

—    Виктор Борисович, насколько тернистым оказался ваш творческий путь?

—    Виктор Борисович, насколько тернистым оказался ваш творческий путь?

—    Мой выбор вполне осознанный и Чугуевскую художественную школу, где учился вначале у Николая Ивановича Богуславца, а затем у Петра Николаевича Мальцева, выбрал самостоятельно, без вмешательства родителей. Затем стал архитектором, трудился в нескольких харьковских НИИ. В творческой среде участвовал в своеобразном соревновании с коллегами, рисовал в основном акварелью.

 

Всерьез к увлечению не относился, но процесс приносил удовольствие. Многим нюансам изобразительного искусства обязан жене Лидии, профессиональному художнику-дизайнеру. Первые серьезные работы появились уже в зрелом возрасте, когда вместе с известными местными мастерами кисти — Прасолом, Коморным, Блохиным, Домбров-ским, Шаповаловым — работал на Чугуевском оформительском комбинате. На жизнь зарабатывали наглядной агитацией, а для души рисовали картины. Такое тесное общение стимулировало нашу братию и принесло хорошие плоды.

 

С той поры не изменяю масляной живописи, нахожу бесчисленные способы самовыражения в этой технике.

—    Приносит ли увлечение, помимо морального удовлетворения, финансовые дивиденды?

—    Я не считаю себя большим художником и такой цели перед собой не ставил. Меня кормило зодчество, всевозможные оформительские заказы, что также связано с образным видением окружающего мира. Несколько полотен выполнил под заказ, но пишу главным образом потому что не могу без этого жить.

—    Насколько известно, вы занимаетесь еще церковной росписью и интересно подробнее узнать об этой вашей стороне творчества.

—    Прочитав в свое время Евангелие, я сразу же понял и принял исповедуемые в этой великой книге нравственные ценности. Духовные раздумья побудили к реализации художественных проектов, воплотившихся в роспись православных храмов в Кочетке, на Преображенке в Чугуеве, в Краматорске. Такая деятельность, помимо профессионального мастерства, требует знания церковных канонов, умиротворения, морального подъема.

 

—    Ваши полотна весьма непросты для восприятия и адресованы скорее вдумчивому зрителю, чем созерцателю. Откуда вы черпаете сюжеты и насколько трудным при этом оказывается путь от идеи до завершенного произведения?

—    Большинство моих картин рождаются во сне и при этом они настолько яркие и образные, что остается только перенести ночные видения в блокнот, а затем — на холст. Мне импонирует символизм в искусстве, а что касается метафизического начала в моих работах, то это нарисованные сны, не более. Как сказал Алексей Толстой: «Тщетно художник ты мнишь, что своих ты творений создатель». Случается, что долго вынашиваешь замысел и никак не можешь к нему подступиться, но наступает момент — и кисть будто по волшебству творит именно то, что следует.

—    На днях вы отметили юбилей и можно подвести определенный итог пройденного. Вы довольны собственной судьбой или хотели бы в ней что-либо изменить?

—    Без тени сомнений вновь повторил бы пройденный путь и счастлив прекрасной семьей, общением с друзьями, в том числе с коллегами из нашего чугуевского братства, внутренней гармонией, любовью к окружающему миру. Ежедневно, за исключением лета, когда занят многочисленными хозяйственными делами, несколько часов провожу за мольбертом и получаю от этого огромное удовольствие.

Беседовал Анатолий ТКАЧ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *