Школа Репина

ХАИНЕР ЛУКАС — НЕМЕЦКИИ ХУДОЖНИК, ЗРАЩЕННЫЙ НА РЕПИНСКИХ КАРТИНАХ
 
68-летний художник Хайнер Лукас, пожалуй, самая колоритная фигура в общественной организации «Чугуев-Муррхардг + Малиновка». Когда она была только создана, то первое групповое фото зарубежных активистов было сделано на фоне репродукции знаменитых репинских «Запорожцев…»

ХАИНЕР ЛУКАС — НЕМЕЦКИИ ХУДОЖНИК, ЗРАЩЕННЫЙ НА РЕПИНСКИХ КАРТИНАХ

68-летний художник Хайнер Лукас, пожалуй, самая колоритная фигура в общественной организации «Чугуев-Муррхардг + Малиновка». Когда она была только создана, то первое групповое фото зарубежных активистов было сделано на фоне репродукции знаменитых репинских «Запорожцев…»

В НЕБОЛЬШОМ Муррхардте Хайнера Лукаса знает почти каждый житель, да и в Штутгарте, шестом по населению городе Германии, он достаточно знаменит: на персональных выставках картин маэстро негде яблоку упасть.

Отец Хайнера Карл также был художником. 14-летним подростком он оказался в Санкт-Петербурге. Одержимый рисованием паренек делает в столице Российской империи блестящую карьеру от подмастерья художника Мариинского театра до мастера по созданию декораций к спектаклям Анны Павловой — одной из величайших балерин XX века. Очень необычно смотрится художественная настенная роспись в стиле граффити, раскрашивание стен от элементарных надписей до уникальных рисунков.

 

Лукас старший влюбляется в русское искусство, боготворит его, особенно — балет и живопись. Кстати, позже он женится на русской балерине и напишет карандашом портрет своей избранницы, а одна го копий графической работы через сына Хайнера попадет к нам, в Чугуев.

В преддверии Первой мировой войны одаренный талантом молодой человек возвратился в Германию и начал серьезно обучаться живописи в Штутгарте. Но грянул 1914 год, и Карла призвали на фронт. Тяжело раненный, с осколком в ноге, в госпитальной пижаме он тайком покидает лечебное учреждение и приходит домой.

Первый брак художника распался. Второй раз Карл-Генрих женился в разгар Второй мировой, на этот раз — на немке, акушерке. В 1944 она родила ему сына.

— Папа умер, когда мне было 9 лет, — вспоминает Хайнер. — Сколько себя помню, он доставал с книжной полки альбом с репродукциями картин Ильи Репина, усаживал меня на колени, и мы подолгу рассматривали «Бурлаки на Волге» или «Запорожцы пишут письмо…»

Хайнер навскидку может назвать не менее дюжины репинских работ. Впрочем, аурой гения Репина наполнен весь его дом. Еще бы: глава династии в 20-х годах прошлого столетия лично встречался с Ильей Репиным!

Сначала они обменялись письмами, и в ответном послании Карл прочитал: «Приезжайте в Куоккалу!» О незабываемой встрече двух художников — маститого и малоизвестного — напоминает одна го семейных реликвий — пожелтевшая фотография.

После смерти отца опекуном мальчика становится брат матери. Он настаивает на том, чтобы его попечитель избрал стезю священника. Но тот безумно хочет рисовать. Мир холста и красок манит его. Но дядя настроен категорически: «Художник — это не профессия! Будешь пастором, на худой конец — архитектором».

Окончив школу, Хайнер поступает в академию на архитектурный факультет. Но спустя два года осознает, что это не его «хлеб»: подъезжая к стройплощадке, к месту прохождения практики, чуть ли не на ходу спрыгивает с поезда. Но прежде чем перевестись на станковую живопись, Лукасу пришлось приложить максимум усилий.

Одного обучения на престижном факультете недостаточно для становления художника. Выпускник академии много путешествует по Европе, изучает искусство разных стран, осваивая одновременно сложную технику многослойной живописи акриловыми красками. Порою изготавливает их сам. Лукас любит экспериментировать: его авторская техника включает в себя как элементы символизма, абстракции, так и реализма на одном полотне.

Украину признанный у себя на родине мастер кисти впервые посетил в 2008 году в качестве участника IX Международного репинского пленэра. Родина Репина произвела на него неизгладимое впечатление, и его первой пленэрной работой стало философское произведение о непревзойденности Ильи Репина.

Художник из Германии написал памятник Илье Ефимовичу, что на усадьбе-музее, который вместе с мальвами не затерялся среди урбанизированных девятиэтажек. Наоборот, художник с палитрой возвышается над домами. Именно эту свою работу Лукас подарил Чугуевской громаде.

Сразу же по прибытию домой немецкий художник организовал в городах южной Германии несколько персональных выставок. Эти вернисажи стали своеобразным отчетом автора о его творческой командировке на родину гениального Ильи Репина.

В беседах с почитателями своего творчества рассказывал соотечественникам о том, какие удивительные люди чугуевцы и как они дорожат репинским наследием. Кстати, сын Хайнера стал скульптором, а женился самый младший представитель творческой династии на артистке, правда, не русского, а немецкого балета, блестяще сыгравшей в «Евгении Онегине» Ольгу Ларину, младшую сестру Татьяны.

Сергей ГОЛОВИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *