Харьковская швейцария

Три дня под Змиевом

Давно планировал побывать в Гомольшанских лесах – и с 22 по 24 июня мне посчастливилось любоваться одним из красивейших мест Харьковской области — «Харьковской Швейцарией».

В тех краях мы, члены Чугуевской общины «Пластунъ»,  не были ни разу и ориентировались только по километровой карте того района и расспрашивая местных жителей.

Пройдя мост через Северский Донец, увидели на реке множество байдарочников. Окунувшись в ласковые и прохладные воды родной реки (Северский Донец протекает и через Чугуев), посетили знаменитую Казачью гору, откуда открывается уникальный по своей красоте вид на окрестности.

Возле магазина местные жители указали нам на развалины бывшего Никольского казачьего мужского монастыря и Памятный крест, к сожалению, давно не крашенный и без таблички, которая, видимо, была на нем совсем недавно.

Пополнив запасы воды у одного их гостеприимных жителей села, обойдя перед этим немало дворов (ни источников, ни колодцев в Коробовых хуторах не нашлось), углубились в смешанный бор – Национальный природный парк «Гомольшанские леса».

Пройдя в первый день нашего путешествия около 3 километров, остановились на ночевку в лесу. Ночевать в смешанном лесу, скажу я вам, достаточно жутковато. Всю ночь нашу палатку окружал рой жужжащих непрестанно кровососущих насекомых, скрип старых деревьев и звуки, издаваемые дикими животными, что, в принципе, не помешало нормально выспаться.

Утро было, на удивление, добрым. Проведя утренний моцион и обойдя окрестности, собрали лагерь. Подкрепившись «завтраком туриста», состоящим из вечерней гречневой каши с тушенкой и бодрящим холодным чаем, продолжили свой путь по лесной дороге, пока не вышли на перекресток на окраине леса.

Дальше наш путь лежал через мостик в село Сухую Гомольшу. Хотя селом его уже трудно назвать. Нам встречалось много полуразрушенных или полностью разрушенных домиков, по-видимому, ранее довольно многолюдного села. Иной раз кажется, что у каждого домика какая-то своя жизнь. Жители умерли – и домик умер тоже. В настоящее время Сухая Гомольша – это в основном дачный поселок. Один из дачников нам любезно указал путь к колодцу у экзотического домика с вкуснющей, очень сладкой, что пить-не напиться, водой.

…Особенно порадовал вид веселых байдарочников в селе Нижний Бишкин: когда мы уже были почти на исходе сил,  они нас подзарядили своим оптимизмом, и мы после этого прошагали еще километра три до второй ночевки в сосновом лесу.

До революции в Черкасском Бишкине было два храма. В настоящее время с северной стороны въезда в село установлен Крест на месте будущего Успенского храма.

На окраине села у соснового бора стоит кордон лесника – и дальше сосны, как стена или прямо как гора. В этом сосняке мы и стали на вторую ночевку.

В третий день было пройдено около 8 километров. Утром разбудили муравьи, непонятно как пробравшиеся в палатку. Чуть позже был обнаружен их муравейник в стволе сосны. Красивый сосновый лес окружал место нашего лагеря. Вчера вечером не обращали внимание на это, а сегодня при лучах восходящего солнца особенно очаровала стайка стройных сосен, устремившихся в небо.

24 июня отмечался День Имперского стяга, который я и развернул в честь праздника.

Вдали виднелась Змиевская ТЭС. Дошли до Лиманского часа за полтора, не спеша, любуясь окружающими красотами и эксклюзивными кадрами. В центре Лиманского стоит красивый Крестовоздвиженский храм. Недалеко от него – небольшой местный парк с могилой павшим воинам.

О. ШАКИРОВ.

P. S. Мы с радостью готовы поделиться своим опытом туристических и паломнических походов и поездок. Также предлагаем организовать с заинтересованными лицами поход-паломничество по маршруту «Коропово – Лиманский» или «Коропово – Андреевка», с сопутствующими полезными делами: приведение в порядок Креста на месте разрушенного Никольского казачьего монастыря, братских могил по пути следования. И конечно же, будет обеспечен активный отдых, купание в реке Северский Донец, озерах Лиман и Боровое, приготовление пищи на костре, обозревание красот природы и минимальные навыки ориентирования.