\»Батька\» Чугуевского района

ЛЮБОВЬ К ЗЕМЛЕ

Помнится, лет пятнадцать назад я предложил тогдашнему председателю Чугуевской райгосадминистрации Владимиру Юрьевичу Кулику написать о нем книгу. На тот момент Чугуевщина была в распластанном полете, занимая первые места почти по всем производительным показателям.

ЛЮБОВЬ К ЗЕМЛЕ

Помнится, лет пятнадцать назад я предложил тогдашнему председателю Чугуевской райгосадминистрации Владимиру Юрьевичу Кулику написать о нем книгу. На тот момент Чугуевщина была в распластанном полете, занимая первые места почти по всем производительным показателям.

 

Тогда бескрайние поля района звенели тучным колосом, в птицефермах петухи, не зная беды, голосили на все лады, на Чкаловском свинокомплексе визжало и хрюкало от избытка здоровья многотысячное свиное поголовье, всем и каждому тогда в доме ладилось, на работе спорилось. Все это нынче мне памятно вспомнилось.

«НУ, какой из меня, Владимир Александрович, герой?» — сказал мне так естественно глава Чугуевщины, что мне захотелось, придя домой, сказать о нем что-то доброе стихами, что я вскоре и сделал:

 

Стихи про В. Кулика

 

«У Вас с Чугуевщиной связь,

Владимир Юрьевич, надолго,

А потому и чувства долга

Пред нею кровное у Вас».

 

 

Жизнь шла своим чередом: Чугуевщина богатела ежегодным урожаем, земляки справляли свадьбы, рожали детишек и песнь облетала родную округу под чарку, ходившую дружно по кругу.

Лишь в горе горькое зимою и летом шел к батьке за помощью люд и советом. Именно тогда слово «батька» природно закрепилось за руководителем района, не за Василием Лапшиным, руководившим Чугуевщиной более двадцати лет весьма успешно, но со строгим соблюдением всей партийной субординации, а за, повторюсь, Владимиром Куликом, очень близкому к своему народу до малейшего переживания за него.

 

Перечень всех добрых деяний «куликовского» района составил бы не одну страницу. Остановлюсь лишь на нескольких, заранее прося прощения у читателей за фигурирование моего имени в приводимых мною благотворительных примерах, связанных с тем, о ком пишу.

Однажды я был свидетелем разговора по телефону Владимира Кулика с начальником районного узла связи о том, что надо незамедлительно провести телефон участнику боевых действий, приехавшему на постоянное место жительства в поселок Эсхар. Напрасно начальник узла связи ссылался на чрезмерную отдаленность дома, куда вселился ветеран, от присоединительных линий связи.

— Через три дня прошу доложить об установке телефона солдату передовой, — сказал, как отчеканил, Владимир Юрьевич.

Иль вспомнил попутно, как радовался он, когда третьеклассница Эсхаровской школы Богдана Верховень при поддержке руководителя райгосадминистрации выпустила свою первую книжку стихов, как Богдана будет отдыхать в пионерлагере «Артек» в числе других районных юных одаренностеи, как после окончания школы она с группой «золотых» выпускников района сфотографируется с руководителем Чугуевщины на память. После Богдана Верховень, успешно окончив Харьковский университет, займет свое достойное место в жизни.

Не забыть мне и того благотворительного эпизода со стороны героя моего повествования к человеческим судьбам вообще и к одной из них в частности. Речь пойдет о моей сестре Людмиле, жившей с мужем-армянином и двумя детьми в Баку, откуда они, бросив квартиру, едва унесли ноги во время армяно-азербайджанского конфликта в самом начале девяностых годов.

 

Они приехали в Чугуевский район, чтоб быть ближе ко мне и дочке моей сестры, жившей в Кочетке. Сергей Колтухчан, муж моей сестры, пошел работать на лесопилку, Людмила — в Кочетокскую школу секретарем. Разместились они в дышащем на ладан доме, требующем срочного капитального ремонта.

 

Сестра написала несколько писем прави-тельству Азербайджана, чтоб оно предоставило возможность вернуться в свою квартиру иль хотя бы получить статус беженцев, но ответы все сводились к одному и тому же — к виновнику конфликта между двумя народами — Михаилу Горбачеву. Обо всем этом я рассказал Владимиру Юрьевичу при очередной встрече с ним рано утром.

 

Начинать рабочий день где-то с пяти тридцати утра и раньше было потребностью энергичной натуры руководителя района и верой искренней в то, что «кто рано встает, тому Бог дает!» Здесь к месту будет вспомнить те строки, навеянные мне ранними встречами с «батькой» района:

 

«Когда еще заря во мгле,

Когда ветра еще на взлете,

От поля к полю Вы идете

С любовью к людям и земле».

 

 

В то утро Владимир Юрьевич сказал, что постарается помочь с капитальным ремонтом дома, куда вселилась семья моей сестры, ставшая в одночасье бесприютной. Слово руководителя Чугуевщины было надежней векселя швейцарского банка. Родственное мне семейство Колтухчан по сей день полна сердечной благодарности к бывшему руководителю района.

И еще о памятном для меня случае в заключение не мешало бы рассказать. В 1996 году мне была присуждена литературная премия Украины имени Николая Ушакова за вышедшие мои книги «Свет невечерний» и «На том и стою!».

 

В Чугуев для вручения диплома из Киева должен был приехать секретарь по русскоязычной литературе Вадим Шкода. Владимир Юрьевич, узнав об этом, вызвал меня и сказал, что такое не рядовое событие надо бы отметить, поскольку в признании вашего творческого успеха есть и посильный вклад района. «Приглашай, — сказал он, — в ресторан своих собратьев по перу в количестве до сорока человек, с условием, чтоб в это количество входили корреспонденты нашей районки и основных харьковских газет, и чтоб присутствовал непременно Юрий Крикливый, часто пишущий о земле Чугуевщины». Памятный для меня вечер прошел на высоте, несмотря на полуподвальное помещение ресторана.

Я б еще немало мог привести примеров-обращений его земляков к Владимиру Юрьевичу Кулику за безотказной помощью в трудные для них моменты, но чувство такта и мера приличия «подсказывают» мне, что хорошего принято выдавать понемногу. .

Уход не по собственному желанию первого лица района, при котором Чугуевщина стала показательной в своем росте, был предрешен, поскольку в 2005 году новоизбранному президенту требовались свои люди, своя команда, а там хоть трава не расти. От повышенной на первый взгляд должности советника губернатора Владимир Кулик, не раздумывая, отказался, ибо находиться в «свите» губернатора этаким свадебным генералом — удел возвышающейся посредственности, лишенной деловых качеств.

 

Ждя с государственной должности, Владимир Юрьевич всю присущую ему энергию сосредоточил на создании мощного своего агропромышленного предприятия «Агросервис ЛТД», о котором вскоре пошла добрая, урожайная молва не только по району, области, но и по всей Украине.

Так уж житейски получилось, что мы с ним лет шесть не встречались воочию и не общались по телефону, занятые оба — он выращиванием и сбором урожаев сельхозпродуктов, я — выискиванием и отловом в глубинах памяти слов, как рыбок, для будущих своих книг. Увиделись мы около года назад на дне рождения нынешнего руководителя Чугуевского района Владимира Васильевича Лобойченко, за кем уже числится немало добрых дел и достойных начинаний.

 

Мы обнялись с «батькой», чувствуя обволакивающую нас обоюдную радость. Чуть позже известный на всю страну аграрий поинтересовался, как мои дела на творческих хлебах, может, помощь какая нужна? Разумеется, я не мог упустить столь благоприятного случая и сказал ему без обиняков, что выходящее мое девятитомное издание прямо-таки обречено на постоянное денежное вливание со стороны помогающих мне лиц в этом непосильном для меня одного деле.

— Поможем и мы, пусть издательство вышлет счет в наш адрес на выход хотя бы одного из томов! — сказал мне мой постоянный благотворитель.

На этом мы и расстались до следующих встреч, вернувшись, я — к своим разбросанным по полям памяти строчкам, он — к своим колосящимся и переливающимся волнообразно хлебам, давшим мне возможность когда-то написать: Колосья вызревших хлебов Вам свойски издали кивают. Они, волнуясь, понимают И Вашу боль к ним, и любовь!

Владимир РОДИОНОВ, Почетный гражданин Чугуевского района и города Чугуева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *