И В ГОРЕ, И В РАДОСТИ, И В БОГАТСТВЕ, И В БЕДНОСТИ

И В ГОРЕ, И В РАДОСТИ, И В БОГАТСТВЕ, И В БЕДНОСТИ

 

Почти двадцать лет назад в Юрченково из далекого и охваченного гражданской войной Таджикистана в поисках жилья приехала семейная пара Сергей и Джамиля Хатамовы. Он — учитель физкультуры, она — медицинский фельдшер.

И В ГОРЕ, И В РАДОСТИ, И В БОГАТСТВЕ, И В БЕДНОСТИ

 

Почти двадцать лет назад в Юрченково из далекого и охваченного гражданской войной Таджикистана в поисках жилья приехала семейная пара Сергей и Джамиля Хатамовы. Он — учитель физкультуры, она — медицинский фельдшер.

 

Перед этим родственники Джамили, прожи вающие в селе Василенково (ее мама вышла замуж за солдата-таджика, проходящего срочную службу в здешних краях, и уехала в Среднюю Азию), безуспешно объездили десятки сел. В самой крайней точке на карте Чугуевщины, на условной границе трех районов, им повезло.

 

Директор совхоза «Юрченковский» Владимир Фартушка, увидев статного парня и невысокую молодую девушку, поинтересовался, какими судьбами их занесло в украинскую глубинку?

—    БЕЖЕНЦЫ мы. Дом

ищем. У нас двое детей. Может, вы нам чем-нибудь поможете? — ответила Джамиля. — В Кулябе, где раньше жили, война нынче, люди гибнут…

—    Война говорите… — руководитель хозяйства задумался. — Совхоз в беде вас не оставит: и жилье предоставим, и с работой поможем. Добро пожаловать, молодые люди!

Сергею предложили трудоустроиться на сельской АЗС, а Джамиля с первых дней стала оказывать сельчанам первичную медицинскую помощь. Вскоре громада, приютившая молодую чету, узнала сердцещипательную историю рождения дочери Хатамовых — Марины.

НЕБЕСНАЯ ЛАСТОЧКА

В 1994 ГОДУ Сергей, у ко торого отец таджик, а мать русская, чтобы не оказаться вовлеченным в межклановый внутриэтнический конфликт в Таджикистане, с беременной женой и сынишкой (родители молодых покинули страну чуть раньше) вылетели в Москву на борту военно-транспортного самолета.

За два часа до приземления на военный аэроаром у молодой женщины начались схватки. Высота — более 5000 метров над землей.

В салоне холодно и почти одни мужчины. У Джамили началась паника, она с силой вцепилась в руку мужа. А он молил о чуде… В этот момент послышался голос:

—    Пропустите, — строго сказала черноглазая девушка кавказской внешности, возможно, ровесница Джамили.

—    Жена рожает. Вы что можете помочь? — Сергей растерянно смотрел в глаза незнакомки.

—    Да, — послышался ответ. — Недавно окончила медицинский институт по специальности «Гинекология». Не будем терять времени…

Пока по бетонке мчалась на всех парах «скорая помощь», молодой доктор Марина делала все возможное, чтобы в экстремальных условиях спасти роженицу и ее ребенка. Совершенно незнакомые Хатамовым люди, военные и гражданские, в одночасье стали близкими, родными.

Самолет плавно шел на посадку, а в адрес счастливым родителям звучали искренние поздравления с рождением дочери Марины. Кстати, 19 февраля девушке исполнилось 19 лет. Сейчас она студентка 3-го курса медицинского колледжа. Решила пойти по стопам мамы и тети Марины. Кстати, за все эти годы связаться с Мариной пытались десятки раз. К сожалению, домашний телефон, который супруги попросили у своего ан-гела-спасителя, ни разу не ответил. На Кавказе, как и в Средней Азии, также бушевала война…

САМАЯ СВЕТЛАЯ СКАЗКА

ЖИЗНЬ Хатамовых похожа на сказку. Главную героиню нарекли красивым арабским именем. В детстве она была невероятно обаятельна, добродушна и мила. Для Джамили, как и для
ее будущего избранника, Куляб, в средние века являющийся одним из центров Бухарского ханства, стал судьбоносным городом: здесь они роди лись, выросли и нашли свою любовь.

В жизни супружеской пары случались разные, порой удивительные совпадения. Они воспитывались в многодетных семьях (6 и 7 детей), а что отцы влюбленных родом из одного таджикского села, узнали только на свадьбе детей. А их мамы Вера и Нина работали медсестрами в одной больнице. Естественно, им хотелось, чтобы сын и дочка встретились, понравились друг другу, а потом и поженились. Но прежде чем женщины договорись о предстоящей помолвке парень и девушка уже три месяца встречались, ходили в кино и на танцы, и на каждом свидании Сережа дарил своей Шахерезаде шоколадку «Аленка».

— Джаме, — так муж ласково называет супругу, — надо было поступать на экономический. Шоколадки она аккуратно складывала в холодильнике, и они занимали почти одну пятую его места. Мои сладкие презенты невеста потом раздала на свадьбе детишкам: так поступают только настоящие восточные красавицы!

Конечно, есть место в их жизни и печальным историям. Обе их мамы — Вера Сергеевна и Нина Ивановна — рано, в 59 лет, ушли из жизни. Маму Джамили похоронили в селе Василенково рядом с супругом. А Сережину — на мусульманском кладбище в Кулябе. Со слов Сергея, это был, пожалуй, первый случай, когда в стотысячном городе русскую православную женщину главный служитель у здешних мусульман разрешил похоронить на их кладбище. Мулла так и сказал: «Эта женщина, как никто другой, столько добра сделала для нас, таджиков».

 

Спустя несколько лет после окончания гражданской войны, в 1998-м Сергей посетил свою родину. Возложил цветы на могилу матери, встретился с отцом. 80-летний ветеран труда гордится своим сыном, который сегодня гражданин Украины: Сергей не только прекрасно владеет украинским языком, но и задушевно исполняет украинские народные песни.

 

Но больше всего дедушка радуется за внуков — Марину, у которой, как и у мамы, легкая рука, и поэтому ее уколы безболезненны, и за Камиля — добросовестного работника одной из строительных компаний, возводившей объекты к Евро-2012.

В завершение нашей встречи Сергей Хасанович сказал:

— Пользуясь случаем, хочу поздравить с 8 Марта ненаглядную Джамилю, дорогую дочку Марину и, конечно же, всех женщин Чугуевщины четверостишием на персидский мотив:

 

Женщина — самая светлая сказка!

Грезы ! Поэзия ! Муза! Мечты !

Мир… он утратит без женщины краски,

Мир… так нелеп без ее красоты!

Сергей ГОЛОВИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *